Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
OFF
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A
Интервал: Aa Aa Aa
«Агрессивные дети. Как с ними ладить?»
14.04.2020 12:00
http://social.admnsk.ru/SiteKCSON/prvKCSON/DocLib7/1707.jpg

Что такое детская агрессия? Это такой тип поведения, который может проявляться двумя способами: недеструктивным и деструктивным. Первый способ невраждебен, направлен на самозащиту, достижение цели. Второй – это «злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение» (термины Г. Паренса).

Какие критерии применяются, чтобы предположить проявление агрессии у детей?

Ребенок часто:

1.      теряет контроль над собой;

2.      спорит, ругается со взрослыми;

3.      отказывается выполнять правила;

4.      специально раздражает людей;

5.      винит других в своих ошибках;

6.      сердится и отказывается сделать что-либо;

7.      завистлив, мстителен;

8.      чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Как же научиться ладить с агрессивными детьми? Следует сначала понять, что у агрессивного поведения имеется множество причин. Такое поведение называют «полидетерминированным». Поэтому и подход к каждой агрессивной выходке ребёнка должен быть особым: учитывать способ агрессии (деструктивный или недеструктивный), общую ситуацию и т.д. Но родителям не следует реагировать на агрессию ребёнка ответной агрессией, лучше запомнить одно правило:

«Агрессия порождает лишь агрессию».

Когда родители, например, кричат в ответ на крики детей, они не учат детей меньше кричать. Наоборот, они обучают детей кричать больше и громче. У ребёнка среди других форм обучения мощно развита очень древняя форма обучения: через подражание. Поэтому специфику отношений между собой и взрослым дети будут переносить и на отношения со сверстниками и другими взрослыми. Следовательно, отвечать агрессией на агрессию – не решение проблемы.

Давайте выделим следующие правила работы с агрессивными детьми (по Е.К. Лютовой):

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

С пунктом №3 следует быть особо осторожным. Лучше как альтернативу наказанию использовать похвалу, и наказывать только при неэффективности похвалы, что бывает очень редко. Всегда наказание должно быть соразмерным проступку. Т.е. нельзя за одно детское ругательство отбирать самокат у ребёнка на целый месяц, и наоборот, нельзя за серьезный проступок (регулярный уход с уроков, драки со сверстниками) лишать сладкого лишь на один вечер. Все должно быть соразмерно и справедливо в первую очередь в глазах ребёнка. Родителям следует помнить, что наказание не обучает ничему новому, не показывает, «как надо», а лишь показывает, как «не надо». Лучше вовсе обходиться без него.

Для снятия физического и эмоционального напряжения подходят игры. Приведём ниже несколько игр для профилактики агрессивного поведения.

1. «ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Ведущий сначала родитель: он берёт в руки любую вещь, которая нужна ребёнку. Ребёнок должен вежливо попросить эту вещь. Родитель в это время может подсказать правильные вежливые слова. Затем родитель и ребёнок меняются местами.

Инструкция ребёнку: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы я тебе ее отдал».

2. «РУБКА ДРОВ» (К. Фопель, 1998)

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

3. «Киска! Брысь под лавку» (М.Э. Вайнер)

Играют парами: — взрослый с ребенком по очереди. Ребенок вытягивает руки вперед и свои ладошки тыльной стороной вверх кладет на «открытые» ладошки взрослого. Взрослый смотрит в глаза ребенку, гладит его ладошки и выразительно приговаривает: «Киска, киска! Брысь под лавку!». На слово «брысь» ребенок должен успеть отдернуть ладошки, не дать по ним хлопнуть. Чтобы игра проходила эмоционально, присказку желательно варьировать, вводя новый текст до слова «брысь» и произносить его неожиданно. Например, «Киска, киска! Ой, какая хорошая киска, пушистая, серенькая, а усики... Брысь!».

4. «Посидим в тишине» (М.Э. вайнер)

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; заполнить стакан маленькими металлическими шариками; с
Лента новостей
31.03.2023 16:00
В настоящее время ситуация по заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Новосибирске по-прежнему остается…
30.03.2023 12:00
Информация!
28.03.2023 14:00
Вредные привычки являются одной из актуальных проблем современного общества. Курение, употребление…
28.03.2023 14:00
Ребята отделения  «Водолей», принявшие участие в городском конкурсе «Читаем стихи о донорах»,…
1    68  69  70    354