Как нужно определять детскую тревожность? Традиционно «тревожность» понимается как склонность испытывать беспокойство по самым разным причинам, в самых разных жизненных ситуациях. Тревожность – это всегда комбинация некоторых эмоций, которые формируют «эмоциональный фон» ребёнка и влияют на его поведение. Часто причина возникновения тревожности у детей – это наличие внутреннего конфликта, который формируется в результате завышенных, противоречивых требований родителей или педагогов. Часто у школьников в результате воздействия на них стрессовой школьной ситуации возникает тревожность.
Критерии определения тревожности у ребёнка (по П. Бейкеру и М. Алворду):
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо.
3. Мышечное напряжение в области лица, шеи.
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Родители, желающие улучшить отношения с тревожным ребёнком, должны работать в следующих направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки легко проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с помощью методики «Цветок достижений». Родители заполняют достижения ребёнка за 1 день в каждом лепестке цветка (на картинке можно видеть пример заполненного цветка). Важно, чтобы цветок был на видном месте: холодильнике, в детской комнате и т.д. Для старших дошкольников изучение цветка послужит дополнительным стимулом к освоению навыка чтения.
Тренировку навыка саморегуляции и снятие мышечного напряжения следует проводить посредством игр.
«КОРАБЛЬ И ВЕТЕР»
Цель: снятие мышечного напряжения у детей.
Инструкция для ребёнка: «Наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давай поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохни в себя воздух, сильно втяни щеки... А теперь шумно выдохни через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ»
Цель Расслабить мышцы рук, спины и груди.
Инструкция для ребёнка: «Давай превратимся на время в волшебное существо под названием ”Шалтай-Болтай”». Прочитать следующее стихотворение.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз.
«Домик»
Цель: научить ребёнка управлять своим поведением, повторяя игровые действия за взрослым.
Пальцы сжаты в кулак и последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак. Прочитайте следующее стихотворение.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним зайдем.
Психолог Даниил Аненко