Детям с особенностями в развитии понимание речи зачастую даётся с трудом. Также трудности они испытывают, пытаясь выразить свои потребности: в еде, эмоциональной близости, выражении желаний и т.д. И если с помощью речи ребёнок не может выразить потребность, то он может сделать это другим, менее приемлемым способом. Родителям эти способы известны: это плач, крики, агрессия, направленная на себя и других. Поэтому для особых детей крайне важно уметь взаимодействовать со своим окружением самым лучшим способом: с помощью речи.
Рассмотрим некоторые общие рекомендации для родителей по развитию речи особых детей.
1. Используйте простые инструкции. Вместо «Я бы хотел(а), чтобы ты убрал свои вещи» используйте «Убери вещи сюда», и покажите куда нужно. Чем короче и конкретнее речевая инструкция родителя, тем более вероятно, что ребёнок её выполнит.
2. Адаптируйте свою речь до уровня развития речи ребёнка, чуть-чуть выходя за рамки возможностей ребёнка. Например, если ребёнок говорит отдельными словами, общайтесь с ним простыми фразами.
3. Подкрепляйте свои речевые инструкции жестами.
4. Следите за своей мимикой. Если говорите что-то грустное, сделайте лицо грустным. Не оставляйте мимику своего лица статичной.
5. Не критикуйте неправильное произношение, просто исправляйте. Иначе у ребёнка разовьется робость общения, и он перестанет прогрессировать в речи.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения по развитию речи для особых детей.
Детям очень нравятся потешки и короткие стишки. Регулярно играйте с ними: в транспорте, когда стоите в очереди, дома и на улице. Со временем ребёнок начнёт вам подражать и повторять стишки.
Психолог отделения «Водолей» Даниил Аненко