Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
OFF
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A
Интервал: Aa Aa Aa

МБУ Новосибирска Городской центр социальной помощи семье и детям «Заря»

Муниципальный портал г. Новосибирска  ›  Социальная политика  ›  МБУ Новосибирска Городской центр социальной помощи семье и детям «Заря»
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
29.06.2020 17:00
http://social.admnsk.ru/SiteKCSON/zarja/DocLib7/827.png

В рубрике «Советы для родителей» мы продолжаем говорить о формировании навыков ухода за собой у детей с особенностями и тяжёлыми нарушениями в развитии более подробно. Помните, что нельзя научить ребёнка всему сразу, необходимо сосредоточится на одном доступном ему навыке.

Прежде чем начать отрабатывать тот или иной навык оцените текущее состояние навыков самообслуживания ребёнка. Очень полезным будет контрольный список «Навыки самообслуживания» автора Брюса Л. Бейкера. С помощью этого списка мы выясняем, что ребёнок может делать самостоятельно, что с помощью взрослого, а что он не может делать совсем.

И так, Вы выяснили, каким навыком самообслуживания ребёнок не владеет, например: не может самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет (на горшок или унитаз) или одеваться и так далее. Выбираем один навык, тот, которому будем обучать. Очень часто родители сталкиваются с проблемой чистки зубов: «Он ест пасту…», «Она глотает воду для споласкивания рта…», «Не дает чистить ему зубы, зажимает губы…» и так далее. Поэтому в качестве примера рассмотрим навык «Чистим зубы».

Предлагаем рассмотреть метод обучения по цепочке, этот метод как нельзя лучше подходит для обучения навыкам самообслуживания и бытовым навыкам.

Что делает человек, когда собирается чистить зубы?


1.Он берет зубную пасту.

2.Откручивает колпачок.

3.Кладет колпачок на край раковины.

4.Открывает воду.

5.Берет зубную щетку.

6.Смачивает щетку под водой.

7.Выдавливает зубную пасту на щетку.

8.Кладет тюбик на край раковины.

9.Чистит зубы слева.

10.Чистит зубы справа.

11.Чисти зубы спереди.

12.Кладет щетку на край раковины.

13.Берет стакан с водой и прополаскивает рот.

14.Ставит стакан на место.

15.Моет щетку и убирает на свое место.

16.Закрыть зубную пасту и убирает на свое место.

Мы расписали цепочку, как будем чистить зубы. Теперь посмотрим внимательно, что из этой цепочки ребёнок может делать самостоятельно. Например, первые 6 пунктов у Вас ребёнок может проделать самостоятельно, 7 пункт ему нужна физическая помощь (рука в руке), 8 он выполняет самостоятельно с 9 и по 16 пункт только Ваша физическая помощь. Работа будет строиться таким образом: первые 6 пунктов ребёнок делает сам, а с 7 мы ему помогаем. Как только он научится выдавливать зубную пасту на щётку, мы даем ему делать самостоятельно все 8 пунктов, а с 9 помогаем.

Самая сложная часть во всей этой цепочки, как раз сама чистка зубов. Замечательная программа, разработанная автором Брюсом Л. Бейкером, поможет, любому родителю в обучении ребёнка этому навыку.

 

Программа обучения навыку чистки зубов:

1. Попросите ребёнка показать Вам зубки (хорошо использовать метод моделирования, когда ребёнок повторяет за Вами Ваши действия). Как только ребёнок показал, скажите: «Отлично! Я вижу твои зубы».

2. Возьмите зубную щетку рукой ребёнка (рука в руке). Поместите зубную щетку на внешнюю сторону зубов ребёнка. Начните чистить их, двигая щетку вверх-вниз. Скажите: «Чисть вверх-вниз!» Продолжайте чистить внешнюю сторону зубов, двигая щетку вверх-вниз и переходя от центра рта влево и снова к центру.

3. Выньте щетку изо рта ребёнка и разверните его кисть так, чтобы теперь щётка была обращена к правой стороне его рта. Поместите щетку на зубы и начните чистить правую сторону, двигая щетку вверх-вниз. Выньте щётку изо рта, дайте ему глоточек воды сполоснуть зубы и скажите: «Выплюни воду!» Покажите, как это делается, если он не знает.
4.Скажите: «Открой по шире рот!» Покажите ему в зеркале, как это нужно сделать. Почистите ему верхние зубы с внутренней стороны в левой половине рта. Делайте это движением щётки вперед-назад. Скажите: «Чисть вперед-назад!» Затем проделайте то же самое с правой верхней стороной рта. Выньте щётку изо рта и дайте ребёнку глоток воды сполоснуть рот.

5.Скажите: «Открой рот по шире ещё раз!» Почистите теперь внутреннюю сторону нижних зубов сначала слева, потом справа. Скажите при этом: «Чисть вперед-назад!» Выньте щётку и дайте ребёнку глоток воды сполоснуть рот.

Не забывайте хвалить ребёнка «Молодец! Ты почистил зубы!»

Дайте ребёнку в конце чистки зубов какое-нибудь значимое для него поощрение за то, что он сотрудничал с вами.

Когда ребёнок, с вашей помощью спокойно чистит зубы, вы постепенно убираете свою руку, сначала держа своей рукой его кисть, затем локоть, предплечье. Вы полностью убираете руку и теперь словесно говорите, что делать и если надо используете указательный жест. Вы молодцы! Ребёнок, самостоятельно чистит зубы.

Главное! Вся эта работа очень кропотливая и требует от вас терпения и любви к своему ребёнку. За один раз эту процедуру не освоить, у кого-то на обучение может уйти месяц, а у кого и год. Все зависит от психофизических особенностей вашего ребёнка. Не опускайте руки, и обязательно верьте в результат! Всё получится!

 

Данная рубрика ведётся в рамках реализации комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ОВЗ на территории Новосибирской области на 2020-2021 годы при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (https://www.fond-detyam.ru) - "Программа по социально-бытовой адаптации на базе учебно-тренировочной площадки «Я смогу!» 

Лента новостей
25.06.2023 11:00
"С Днем рождения, любимый город!"
День города — особенно дорогой и любимый для всех…
25.06.2023 11:00
Все дети любят праздники! И этот день по особенному праздничный, ведь именно сегодня любимому…
22.06.2023 11:00
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
22…
22.06.2023 11:00
Лето для детей – восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование…
1    31  32  33    323