Все мы хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо: слышали нас, были внимательными и добрыми по отношению к другим, делали то, что просят, помогали… Но как мотивировать ребенка делать все это?
Положительное подкрепление может быть эффективным инструментом, помогающим формировать поведение ребенка. Похвала и награда за желательные виды поведения стимулируют ребенка повторять его снова и снова. Ведь именно значимость стимула и проявление положительных эмоций благотворно влияет на формирование желательных видов поведения, а также таких качеств, как доброжелательность, дисциплинированность, и ответственность.
В реализуемой на базе нашего центра программе «Интенсивного курса реабилитации с элементами ABA-терапии для детей с РАС и другими ментальными нарушениями и их родителей» активно используется жетонная система, в качестве положительного подкрепления. Суть системы – включить в работу немедленные условные подкрепления, которые можно накопить и обменять на отсроченное подкрепление, то есть, собрав определенное количество жетонов, ребенок получает желанный стимул (игрушку, развлечение, сладость). В нашей «коллекции» уже несколько видов жетонов в виде машинок, смайликов и мишек. Часто мы подбираем их исходя из интересов ребенка.
Отвечая на вопрос, как правильно мотивировать ребенка, важно помнить, что жизнь каждого человека состоит из поощрения и наказания. И именно поощрение является одним из самых эффективным компонентом мотивации к проявлению и закреплению желаемого поведения.