Современные исследования психологов показали тесную связь движения пальцев рук и речи. Первая форма общения первобытных людей была языком жестов. Они давали возможность людям объясняться друг с другом.
Все учёные, изучающие деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Рука - второй орган речи. Следовательно, развивая пальчики ребёнка, вы тем самым помогаете быстрее и успешнее овладевать речью.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
1. Сколько пальцев?
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.
Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев (от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей - одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
2. Игры с карандашом.
Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
3. Игры с цветами и их оттенками.
Соберите коллекцию разных по форме, размеру и цвету пуговиц. Попросите малыша помочь вам разложить их по цветовым оттенкам. Воспользуйтесь для этого разными цветными коробочками.
Например, в красную коробочку нужно положить розовые, малиновые, вишневые, алые пуговицы. То есть те, в которых присутствует красный цвет. При этом сообщайте ребенку название цвета.
4. Упражнения с прищепками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
5. Развивающие игры «баночки и крышечки».
Закручивать и раскручивать разноцветные крышечки на баночки от детского питания.
6. Упражнение с массажной щеткой.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
7. Играем с крупами – развиваем моторику!
Игры с крупой не только развивают мелкую моторику рук, но и являются отличным способом занять малыша, пока мама занята приготовлением еды. Данные игры помогут вам в этом.
· Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание ребёнка на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
· Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
8. Бусы из макарон. Покупаем в магазине макароны различной формы (перья, цветочки, сердечки и др.) и предлагаем ребенку нанизывать их на проволоку в определенной последовательности (по форме, по цвету). Потом такие бусы можно раскрасить красками.
Тренируя мелкую моторику рук ребенка, мы тем самым стимулируем его интеллектуальные и мыслительные процессы. Ведь именно ловкость маленьких пальчиков и кистей влияет на формирование головного мозга и на становление речи ребёнка.
Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.
Воспитатели отделения «Водолей».