Практически в каждой детской группе разворачивается сложная картина межличностных отношений. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, а иногда делают разные пакости. Все эти отношения остро переживаются детьми и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми.
Взрослые часто не придают значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет характер отношения к себе и, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Уже в детстве у некоторых детей складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные последствия. Вовремя определить проблемы и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача психолога.
Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия и совместной деятельности со сверстниками.
Психологи отделения в групповой работе с детьми используют самые разнообразные игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков. Они позволяют снять эмоциональные барьеры общения, формировать позитивное восприятие сверстников, развивают открытость по отношению к другим детям, способность чувствовать и принимать их, формируют чувство близости с другими людьми. Дети учатся договариваться друг с другом, действовать согласованно, решать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Все это способствует установлению неконфликтных и доброжелательных отношений в группе.