Сегодня в рамках рубрики развития навыков самообслуживания рассмотрим развитие навыка самостоятельного приема пищи.
Развивая навык самостоятельного приема пищи у детей необходимо учитывать особенность детского возраста! Дети скорее будут кушать из ярких легких тарелок, яркими удобными приборами, поэтому посуда для ребёнка должна быть не только удобной, прочной и легкой, но и яркой, привлекающей внимание и создающее интерес к использованию у ребёнка.
Но не только яркость столовых приборов дает ребёнку стимул изучать новое, но и активное поощрение и похвала! А также возможность свободно исследовать! Во время обучения, воспитания навыка приветствуется, если специалист (или родитель) поощряют стремление ребёнка к самостоятельности, например, старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба, разрешают ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку – так вы готовите ребёнка к самостоятельности, у него формируются представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.
Обучение в рамках развития навыка самостоятельного приема пищи следует начинать с обучения питью из кружки. Специалисту или родителю нужно научить ребёнка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. Помогайте ребёнку пить, слегка поддерживая кружку снизу. Объясните ребёнку, что прежде чем поставить кружку на стол, нужно найти на столе свободную площадь.
Обучение самостоятельности в еде ложкой – более сложный процесс. Начинайте с небольшой порции вязкой пищи (например, каши – ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Можно придерживаться следующих инструкций:
- сядьте сзади ребёнка или посадите его к себе на колени;
- вложите в ведущую руку ребёнка ложку;
- возьмите его руку в свою;
- зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку);
- помогите направить ложку в рот.
Дайте возможность ребёнку самостоятельно повторить действие. Понадобится несколько занятий для выработки правильных координированных движений. Желаем успехов!
Данная рубрика ведётся в рамках реализации комплекса мер по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ОВЗ на территории Новосибирской области на 2020-2021 годы при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (https://www.fond-detyam.ru) - "Программа по социально-бытовой адаптации на базе учебно-тренировочной площадки «Я смогу!»