ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ
01.07.2022 10:00
В последние годы отечественные специалисты все чаще обращаются к методам функционального анализа поведения для коррекции проблемного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Функциональная оценка поведения (Functional Behaviour Assessment, FBA) – широкое понятие, используемое для описания ряда различных методов, позволяющих исследователям и практикам определить причину, из-за которой возникает то или иное нежелательное (проблемное) поведение . Как правило, функциональная оценка поведения используется при исследовании сложных поведенческих проблем, таких как самоповреждающее поведение или агрессия, направленная на других людей, а также деструктивное поведение.
Существуют различные методы проведения функциональной оценки поведения. Все методы преследуют одну цель – определение функции поведения. Когда функция поведения определена, становится возможным составление коррекционной программы с целью уменьшения нежелательного поведения и увеличения количества эпизодов адаптивного поведения.В настоящее время использование функциональной оценки поведения входит в профессиональный стандарт американских специалистов и педагогов, которые применяют прикладной анализ поведения в работе со взрослыми и детьми с ОВЗ.
Для проведения функциональной оценки поведения используют следующие методы: прямое наблюдение, сбор данных и функциональный анализ. В зависимости от ситуации и целей исследования возможно использование одного или более методов функциональной оценки поведения.
Прямое наблюдение и сбор данных относятся к описательным методам.
Для метода прямого наблюдения характерно присутствие экспериментатора в естественной среде клиента. В момент наблюдения задача экспериментатора состоит в регистрации данных – факторов, предшествующих эпизодам исследуемого поведения, особенностей самого поведения и его ближайших последствий. Также экспериментатору необходимо фиксировать собственные предположения о возможных причинах поведения. На практике метод прямого наблюдения чаще всего используется для верификации гипотез о функциях поведения.
Метод сбора данных предполагает использование различных опросников и анкет, а также проведение интервью с преподавателями, родителями, специалистами и другими людьми, взаимодействующими с клиентом. Сам клиент по возможности и по необходимости также может принять участие в исследовании. Собранные данные используются для того, чтобы определить, что происходит до того, как поведение началось, во время поведения и после него. Так же как и метод прямого наблюдения, этот метод используется для формулировки и проверки гипотезы о функциях поведения.
Третий метод классифицируется как экспериментальный.
При использовании функционального анализа поведения экспериментатор сознательно производит изменения во внешних факторах, которые, по его мнению, мотивируют поведение, с целью выявления функции поведения.
В 1997 году конгресс США принял закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями». В нем содержится раздел, описывающий необходимость применения функциональной оценки поведения учащегося, в связи с чем функциональная оценка поведения вошла в профессиональный стандарт педагогов и других специалистов, работающих с людьми с РАС.
Информирование осуществляется в рамках совместного с Благотворительным фондом "Сохрани жизнь" проекта «Интенсивный курс реабилитации с элементами АВА-терапии для детей с РАС и другими ментальными нарушениями и их родителей».
Проект получил поддержку Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Он предполагает проведение интенсивных курсов социальной реабилитации для детей с особенностями ментального развития, в том числе с РАС посредством применения АВА-терапии (прикладной анализ поведения), с активным вовлечением родителей/законных представителей в процесс.
|
|
|
|
08.08.2018 17:00
Новосибирцы с нетерпением ждут старта Основного этапа Третьего общегородского форума «Новосибирск…
08.08.2018 17:00
Вероятно, вы спросите, зачем же нужна работа по исправлению недостатков речи у детей? Но ведь…
07.08.2018 18:00
Ширь неба ясна, глубока и чиста, И манит лазурный простор. Взгляните, какая кругом красота – В…
07.08.2018 16:00
Клоунада, – то, что надо! Веселится детвора. От макушки до подошвы Шутки, шалости, игра. В цирке…
|
|
|