Здоровье детей – основная жизненная ценность. Вместе с тем, здоровье детского населения в настоящее время вызывает тревогу, как среди специалистов, так и родителей. По данным Научного центра здоровья детей РАМН в настоящее время не более 2-15% детей можно признать здоровыми.
Одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей является совершенствование системы питания. Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменениями условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой.
Для обеспечения детей здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует тщательно подходить к разработке рациона питания.
Рацион питания обучающихся предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, кондитерских изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Примерное меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся.
В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как мясо, хлеб, молоко, масло, сахар, овощи, фрукты. Рыбу, яйца, творог, сыр, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 3 дня. Интервалы между приемами пищи детей не должны превышать 3,5-4х часов.
С учетом возраста детей должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
При приготовлении блюд для детей должен соблюдаться принцип «щадящего» питания. Для тепловой обработки рекомендуется применять варку, запекание, припускание, тушение, приготовление на пару, а также допускается приготовление блюд путем краткосрочного обжаривания с последующим тушением и запеканием.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с принципами щадящего питания, санитарными правилами утвержден перечень запрещенных продуктов питания для образовательных учреждений.
К ним относятся: кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты), квас, газированные напитки, жареные в жире пищевые продукты, уксус, горчица, хрен, перец острый, майонез и майонезный соус, молочные продукты, творожные сырки, мороженое с использованием растительных жиров и т.д. Полный перечень запрещенных продуктов указан в приложении 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08.
Родители могут и должны участвовать в формировании дневного рациона детей, поскольку взрослые дают пример, в том числе к формированию пищевых привычек.
Ниже приведены некоторые основные ошибки родителей при организации питания своих детей:
· - неоправданное беспокойство и подчеркнутое внимание к тому, сколько ребенок съел, разговоры в присутствии ребенка о том, что он мало ест или привередлив к еде;
· - уступки ребенку в выборе тех или иных не рекомендуемых блюд или продуктов;
· - запугивание или обещание награды;
· - постоянные замечания по поводу поведения за столом;
· - отсутствие привития ребенку навыков самостоятельности и культуры в еде;
· - пренебрежение сервировкой стола и совместных («семейных») приемов пищи.
Правильный режим приема пищи является основным принципом здорового питания детей, обеспечивающим им хорошее самочувствие и полноценное физическое развитие.