Очень важно, чтобы дети научились экологично отстаивать себя и противостоять тому, кто пытается пойти на конфликт. Иначе говоря, нужно учить детей и подростков эффективному поведению в конфликтных ситуациях. Выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
– соперничество (соревнование, конкуренция) – способ, направленный на удовлетворение собственных интересов в ущерб интересам других;
– уход (избегание) – способ, когда человек не отстаивает свои права и интересы, приспосабливается к текущей ситуации;
– компромисс – тактика взаимных уступок, без попытки «до конца» отстаивать свои интересы;
– сотрудничество – способ активного поиска альтернативы разрешения конфликта, которая удовлетворила бы всех участников конфликта.
Данные формы взаимодействия со сверстниками можно разделить на конструктивные (эффективные): стремление к сотрудничеству, умение находить компромиссное решение; доброжелательность в общении и терпимость во взаимоотношениях с окружающими;
– неконструктивные (неэффективные): проявление агрессии к собеседнику; уход от обсуждения, избегание; различные проявления отклоняющегося поведения и т. п.
Многолетними исследованиями отмечено, что если школьники будут придерживаться конструктивных стратегий поведения в конфликте, то постепенно сторонней помощи в разрешении межличностных противоречий потребуется меньше.