Познакомим вас с методом безошибочного обучения с использованием подсказок.
Метод безошибочного обучения позволяет динамично обучать ребёнка новым навыкам, снять лишнее напряжение и тревогу во время занятия, вызываемую совершением ошибок. Чем больше ошибок делает ребёнок, тем больше вероятность того, что он начинает испытывать связанные с этим неприятные эмоции. Помимо этого, ошибки и их исправление увеличивают количество времени, потраченное на выполнение задания. Соответственно, пройдет больше времени до получения результата от деятельности или поощрения, в том числе социального. Так как поощрение (усилитель) поддерживает мотивацию ребёнка во время занятия, а его длительное отсутствие может привести к избеганию ребёнком занятия в целом.
Выделяют пять видов подсказок:
1. физическая подсказка;
2. указательный жест;
3. моделирование правильного ответа;
4. речевая подсказка;
5. визуальная подсказка.
Зачастую вид подсказки диктуется содержанием задания. Так, речевая подсказка будет использована в ситуациях, когда задание связано с диалогом, просьбой, наименованием предметов.
Моделирование правильного ответа будет применяться в тех случаях, если инструкция включает моторные движения и ребёнок умеет имитировать.
Указательный жест, как правило, применяется с инструкциями, которые направлены на выбор картинки или предмета.
При выборе подсказки также следует ориентироваться на способности ребёнка к обучению. Если отставание в уровне развития навыков велико, то, скорее всего, стоит использовать физическую подсказку в обучении навыкам. Указательный жест и моделирование с задержкой подойдут ребёнку с небольшим отставанием в уровне развития навыком.
А вот визуальная подсказка является универсальной и может быть использована в работе с детьми разного уровня развития.
Часто дети (особенно со значительным отставанием в развитии) постоянно ожидают подсказки со стороны взрослых. Необходимо помнить, что основная цель использования подсказок – формирование самостоятельности ребёнка. Соответственно, нужно воздерживаться от постоянных напоминаний о том, что нужно сейчас сделать (речевая подсказка), а если вы используете физическую подсказку, то необходимо постепенно снижать её уровень интенсивности (от полной физической подсказки до нулевой).