АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ОСНОВА УСПЕШНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Произношение звуков речи – это двигательный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т.е. прежде чем он начнет говорить, у него должен сформироваться этот двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий. Совокупностью таких упражнений является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика проводится: • в проветренном помещении • ежедневно • 3-6 раз в день • 3-5 минут Данная гимнастика проводится перед зеркалом, в котором помещается лицо ребенка и логопеда, который показывает упражнения. Отбор упражнений происходит в соответствии с принципом от простого к сложному. С детьми трех лет упражнения проводятся в форме игры-сказки. Основная задача – усвоение базовых навыков. С детьми четырех лет также используются игровые приемы, но требования к выполнению артикуляционной гимнастики повышаются. С пяти лет происходит формирование артикуляционных укладов, тех звуков, произношение которых нарушено. Важно понимать, что четкая, грамотная речь – это навык, который формируется благодаря комплексной работе родителей, логопедов, неврологов.